Бизнес в Ташкенте: сколько стоит открыть точку в ТЦ или на базарах?
Чем заняться?
Для начала нужно понять, какая сфера бизнеса нам подойдёт. Вариантов, конечно, много. Однако пару лет назад Госкомстат Узбекистана опубликовал список самых популярных ниш бизнеса в нашей стране. На него мы и можем ориентироваться. Вот как выглядит топ-5 списка:
- торговля;
- промышленность и производство;
- сельское, рыбное и лесное хозяйство;
- сфера услуг (проживание и питание);
- строительство.
Получается, самый оптимальный для нас вариант — торговая точка. Принято, давайте теперь определимся, куда идти: на базар или в ТЦ.
Базар
В Ташкенте сегодня насчитывается с десяток крупных базаров — среди них и Чорсу, и Алайский, и Мирабадский, и многие другие, не менее крупные точки. Внутри каждого базара сотни, а то и тысячи ларьков и торговых пунктов — например, на Алайском таких точек более 2000.
Представим, что мы хотим торговать в небольшом магазинчике на территории, скажем, Юнусабадского базара. Ищем мы что-то небольшое — хватит 15 кв. м. В итоге находим вот такой вариант:
Чтобы обзавестись такой точкой, нам придётся платить $350 в месяц. В эту сумму входит и вся коммуналка, значит, нам фактически не нужно ни за что беспокоиться — торгуй себе на здоровье.
Курсы валют
При этом мы получаем точку не на отшибе базара, а прямо в его центре. Мимо не пройдёшь.
Хорошо, но что, если нам нужно что-то побольше и попросторнее? Тогда можно отправиться на Куйлюк, где сдаётся уже место побольше — в 24 кв. м — да ещё и со складом. Вот как это всё выглядит:
Учитывая активный трафик, расположение и квадратуру, заплатить придётся заметно больше — $600 в месяц. Арендодатель обещает торг и утверждает, что вся коммуналка входит в эту сумму. Конечно же, точка находится посередине базара.
Рассмотрим теперь вариант с бизнесом в сфере услуг. Что, если мы хотим открыть кафе внутри базара? Простенькую забегаловку на 3–4 столика. В таком случае, подходящий нам вариант ждёт нас на базаре ТТЗ — зал на 60 кв. м, куда помещается 4 столика и ещё 5 столиков во дворе. Увы, фотографий самого кафе арендодатель в открытом доступе не разместил, зато обозначил цену — довольно демократичные $450 в месяц для такой большой площади.
А как обстоят дела с ТЦ?
💼 Начните свой бизнес уже сегодня!
Оформите кредитную карту AVO platinum и получите до 50 млн сумов — до 45 дней без %.
Торговые центры
Тут всё намного сложнее. Начнём с того, что вы не можете просто пойти и узнать стоимость аренды в любом ТЦ Ташкента — вам нужно связаться с администрацией центра, рассказать о своём бизнесе, уточнить, какая минимальная квадратура вам нужна, и, если торговый центр сочтёт вас достойным, вы узнаете цены.
Меня, увы, достойным не признали, поэтому пришлось пробивать цены через знакомых предпринимателей и маркетологов. Начнём с небольшой будки в 12 кв. м, которая находится на территории ТЦ Seoul Mun. Вот она:
Стоит такая красота целых $1500 в месяц — во что это пространство превратить: в магазинчик или кафе — решать вам. Так или иначе, вы будете вынуждены выплачивать порядка 20 млн сумов ежемесячно.
Этот кейс уже сам по себе намекает, что лезть на территорию ТЦ — каприз не из дешёвых. Но как обстоят дела внутри популярных центров — например, ТЦ Next, Samarqand Darvoza или Tashkent City Mall?
Дальше пойдёт инсайдерская информация. На примере фуд-корта мне удалось выяснить, что средний общепит платит около $50 за один квадратный метр — учитывая, что подобный бизнес требует пространства для кухни, а, возможно ещё и небольшой зоны с собственными столиками, давайте попробуем посчитать, во сколько бы нам обошлась аренда тех же 60 кв. м, что у нас были в доступе на базаре ТТЗ.
Умножаем $50 на 60 кв. м — получаем $3000 в месяц. Не хило.
Дальше веселее (и дороже). Допустим, нас интересует не фуд-корт, а целый магазин внутри самого ТЦ. Пусть будет для торговли одеждой и аксессуарами. В таком случае нам, во-первых, нужно найти свободную точку.
Зачастую подобные места растаскивают крупные бренды ещё в момент строительства торгового центра. Допустим, место мы нашли. Скорее всего, нам выделят пустую коробку или помещение с брендингом чужой компании.
Получается, помимо стоимости аренды, нам сразу нужно закладывать стоимость ремонта помещения: друзья-предприниматели подсказывают, что на это уйдёт порядка $30 000–40 000. А сама аренда будет стоить примерно $200 за кв. м.
Выводы
У каждого из вариантов выше есть свои плюсы и минусы. Начнём с базаров:
Плюсы — намного дешевле, чем ТЦ. Отличная проходимость, большой трафик. Менее притязательная аудитория.
Минусы — хуже условия содержания, хуже условия безопасности, менее комфортно и рынок вокруг, заставляющий работать по сниженной стоимости.
А вот, что стоит выделить в ТЦ:
Плюсы — более платежеспособная аудитория, легче нанимать сотрудников, лучше условия содержания, хороший, большой трафик, отличный уровень безопасности.
Минусы — очень большая цена, по сравнению с базарами, сильная привязка к администрации ТЦ, более конкурентная среда, более притязательная аудитория.